Костромская область
Новые законы для работодателей
Изменения, которые в последнее время были внесены в различные законы, регулирующие трудовую деятельность в России, вызывают множество вопросов у специалистов по подбору персонала. В частности, HR-менеджеров интересует, как практически регулируется оформление на работу иностранных граждан и в чем заключаются особенности применяемой сегодня специальной оценки условий труда. Именно этим темам был посвящен круглый стол, который на днях провел Издательский дом «Работа для вас». Круглый стол собрал специалистов по управлению персоналом различных костромских компаний. На их вопросы ответили начальник отдела по вопросам трудовой миграции беженцев и переселенцев УФМС России по Костромской области Андрей Ягодкин и начальник отдела по охране труда - Главный государственный инспектор труда в Костромской области Наталья Дворецкая.
Трудовая деятельность иностранных граждан
Патент вместо квоты
В конце 2014 года вступил в действие Федеральный закон № 357, который внес ряд изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан» № 115-ФЗ.
Вместо квотирования с 2015 года появляется новый вид патента на работу, по которому иностранный гражданин сможет работать как у физических, так и у юридических лиц. В патенте на работу будет указываться вид осуществляемой деятельности. Законодательно установлен срок, в течение которого иностранный гражданин должен подать документы на оформление патента, за нарушение данного срока предусмотрены санкции. Также существует перечень дополнительных документов, которые необходимо предоставлять для оформления патента.
Для оформления патента обязательным условием является указание в миграционной карте цели въезда на территорию России – «работа».
Работодатель имеет право привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности только в том случае, если патент на работу получен в том субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляется эта трудовая деятельность. В случае переезда иностранного гражданина в другой субъект Российской Федерации патент на работу оформляется заново – уже на территории данного субъекта.
Уведомление федеральной службы
В ходе круглого стола, проведенного Издательским домом «Работа для вас», начальник отдела по вопросам трудовой миграции беженцев и переселенцев УФМС России по Костромской области Андрей Ягодкин обратил внимание собравшихся на то, что работодатель, привлекающий к трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, как о заключении, так и о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения соответствующего договора.
В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель заключил или расторг трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ либо оказание услуг.
Уведомление можно направлять на бумажном носителе либо в форме электронного документа, в том числе с помощью информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Сам иностранный гражданин, привлекаемый на работу,обязан в течение двух месяцев со дня выдачи патента представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган ФМС копию трудового договора или гражданско-правового договора. При поступлении указанного договора ФМС проводит проверку регистрации работодателя или заказчика работ, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Предоставление документов на оформление патента
Документы для оформления патента иностранный гражданин должен будет подать в ФМС в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию. Если иностранный гражданин не подаст документы на оформление патента в течение указанного срока, то он должен предоставить документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента.
Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории и основ законодательства России
Чтобы получить патент на работу, иностранным гражданам необходимо будет предоставить дополнительный документ, «подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации». В статье 15.1 закона «О правовом положении иностранных граждан» № 115-ФЗ указаны документы, которые рассматриваются как подтверждающие:
1) сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
2) документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
3) документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.
Добровольное медицинское страхование
Для оформления патента иностранный гражданин должен также предоставить в ФМС договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте России, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается трудиться. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Сертификат об отсутствии заболеваний
Для оформления патента иностранный гражданин должен обязательно предоставить в ФМС документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции. Документы должны быть выданы медицинскими организациями, находящимися на территории России.
С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговом кодексе России, в том числе касающиеся особенности исчисления суммы и порядка уплаты налога иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по патенту.
Размер платежа в каждом регионе свой.
В случае неоплаты налога или несвоевременного внесения ежемесячной выплаты за патент – выданный патент аннулируется территориальным органом ФМС.
Когда патент оформлять не нужно
Согласно пункту 4 статьи 13 закона «О правовом положении иностранных граждан» № 115-ФЗ новый порядок оформления на работу не распространяется на ряд иностранных граждан. К ним, в частности, относятся те, кто постоянно или временно проживают в Российской Федерации; являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей; обучаются в Российской Федерации и работают в течение каникул; признаны беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими соответствующего статуса); получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища) и некоторые другие.
Таким образом, граждане Украины, оказавшиеся на территории России в рамках программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, оформляются на работу по тем же правилам, что и граждане России. Если же они прибыли на территорию нашей страны по собственной инициативе, – им необходимо оформлять патент на работу (со всеми документами, которые требуются для этого оформления).
Специальная оценка условий труда
Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вступили в силу в 2014 году. Они ввели новую процедуру, которая теперь используется для оценки рабочих мест вместо существовавшей ранее аттестации рабочих мест по условиям труда.
О том, что ждет работодателей и работников в связи с изменениями законодательства, в ходе круглого стола, проведенного Издательским домом «Работа для вас», рассказала начальник отдела по охране труда - Главный государственный инспектор труда в Костромской области Наталья Дворецкая.
Что такое специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов.
Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента создания нового рабочего места.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Все работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда. Если в организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, то ее результаты действительны в течение пяти лет с момента завершения аттестации. В течение этого срока проводить спецоценку не требуется!
Срок действия материалов по специальной оценке – 5 лет с момент ее проведения.
Реестр организаций, которые имеют право проводить специальную оценку условий труда, размещается на портале Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).
Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда
С 1 января 2015 года в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) введены штрафные санкции за непроведение специальной оценки условий труда.
За непроведение спецоценки должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, юридические лица – на 60-80 тысяч. За повторное правонарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда: должностные лица наказываются штрафом в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификацией на 1-3 года; индивидуальные предприниматели – штрафом в 30-40 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток; юридические лица – штрафом в 100-200 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Когда спецоценка не требуется?
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Особенности проведения специальной оценки условий труда
Для проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по ее проведению, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения данной спецоценки.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом работодателя.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Общая методика проведения данной оценки утверждена Министерством труда России. Она включает изучение предоставляемых работодателем документов:
1) технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
2) технологической документации, характеристик технологического процесса;
3) должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
4) проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
5) характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
6) деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
7) результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
В ходе проведения специальной оценки условий труда исследуются:
1) физические факторы: аэрозоли, шум, инфразвук, воздушный ультразвук, вибрация общая и локальная, неионизирующие и ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение рабочей поверхности);
2) химические факторы: химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний;
4) факторы трудового процесса: его тяжесть и напряженность.
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета. Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Классификация условий труда
1-й класс – оптимальные условия труда. Ими являются условия, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
2-й класс – допустимые условия труда. Это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
3-й класс – вредные условия труда. Это условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени): условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени): условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени): условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени): условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
4-й класс – опасные условия труда. К ним относятся условия, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда – в территориальную госинспекцию труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет. Если рабочие места, по которым была проведена спецоценка, не изменились в течение указанного времени, срок действия данной декларации считается продленным на следующие 5 лет.
Если в период действия указанной декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Подготовила Лора Непочатова